мне очень-очень жаль, я не перейду в Сампдорию
Накануне дня рождения сделала себе что-то вроде подарка и заглянула на вечер в кино на любимую тему — случайно увидела объявление, случайно купила билеты, случайно зашла. И до сих пор как мешком по голове ударенная. Я, конечно же, про привезённый на политеховский фест о науке The Epic of Everest 1924 года: невероятный, невероятный документальный фильм о той самой экспедиции Мэллори и Ирвина.

Если кто не знает, почему она та самая: до 1953 года Мэллори и Ирвин, школьный учитель истории и французского и двадцатидвухлетний студент-инженер из Оксфорда, были теми, кто ближе всего подобрался к заветной вершине. В последний раз их видели у Второй ступени, в двухстах пятидесяти метрах по вертикали от цели. Дошли ли они, дошёл ли хоть один из них? Никто не знает. Спустя девять лет нашли ледоруб Ирвина. Тело Мэллори обнаружили в 1999 году — он, видимо, сорвался со страховки. При нём не было вещей, которые он хотел оставить на вершине, а убранные в карман очки говорили о том, что сорвался он уже в темноте. Ответов это не прибавило. Кто-то до сих пор убеждён, что они не могли дойти до вершины ни при каких обстоятельствах: Вторая ступень была им не по силам, а оборудование слишком примитивно (доказано обратное: в нулевых была успешная экспедиция с репликами оборудования 20-х годов); кто-то, наивные романтики, верят в то, что Мэллори — с Ирвином или один — смог дойти до вершины (например, очень хочется верить мне; я слишком, слишком, слишком много думаю об этой истории, столько, сколько, наверное, неразумно). Райнхольд Месснер во время своего сольного восхождения был настолько одержим мыслями о том, дошли ли они, что половину "Хрустального горизонта" посвящает своим размышлениям и предположениям, а во время самого штурма, на фоне одиночества и кислородного голодания, его разум заставляет думать, что один из них безмолвной тенью провожает его до вершины.

У этой загадки не существует разгадки, пока не будет найдено что-то, что даст новые сведения о том, что произошло в 1924-ом: фотоаппарат Ирвина ли, его тело, что угодно.

Так вот, эта грандиозная по тем временам экспедиция сопровождалась передовым кинооборудованием, с помощью которого и снят "Эпос Эвереста". Всё путешествие через Тибет, последние приготовления, обустройство лагерей, попытка штурма — всё это запечатлено на плёнку и собрано в удивительный фильм.

Я, признаться честно, не видела прежде немых документалок — только огромные массивы игрового кино. Но интертитры справляются с ролью закадрового текста ничуть не хуже голоса. И с одной стороны, это хроника, подробная, внимательная, тщательная хроника каждого шага из того, что удалось снять, а с другой — это подведение итогов неудачи. Главный мотив "Эпоса Эвереста" заключается в том, что человек ничтожно мал в сравнении с Горой, что его мелкие желания и амбиции не значат ничего. Это не те материи, с которыми им было по силам тягаться. Гора, великая, ужасная, живая Гора не позволила им сделать ни шагу — и таково было её желание, высказанное вслух монахами Ронгбукского монастыря ещё до попытки восхождения.

И вот эти чёрно-белые, иногда окрашенные в оттенки голубого или розового кадры громадных льдин ледника, бескрайние снежные поля, отвесные скалы горы-матери мира — я видела это миллион раз в современной съёмке. Но когда ты видишь их глазами тех, кто пришёл туда впервые, тех, кто шёл, когда ещё не было проторенных дорожек к базовым лагерям по обе стороны горы, становится страшно от того, насколько все это тщетно.

Потому что людишки приходят и уходят, копошатся у подножья, мрут в ледяных расщелинах, теряют конечности от обморожения, но в итоге всё равно останется только одно: великая гора, грозная, дышащая, живая, вечная.

И вот на этих последних кадрах, когда её, окрашенную рукой режиссёра в священный красный цвет, окутывает ночная тьма, еле сдерживаешь себя, чтобы не прокусить собственную губу до такой же алой крови.

1924 год, чёрт возьми, 1924 год.



@темы: киношенька, наследники Мэллори