Лучший способ справляться с любыми эмоциями — кататься по разным трассам. В симуляторе, конечно же (на реальный картинг я уже месяц дойти не могу, несмотря на то, что один из лучших треков города в десяти минутах пешком от дома). Ну как в симуляторе — на печатной машинке, по недоразумению названной в спецификации нетбуком, куда встал только rFactor образца 2010 года. Вот и сегодня провела за этим весь вечер. В связи с чем возникла жизненная необходимость выговориться про два лучших автодрома мира.

Выбор мой банален до невозможности: Спа и Монца. Оба невероятно прекрасные, оба всеми любимые, оба, без сомнения, великие. И такие разные.

Спа — это природа. Буйная, необузданная, настоящая. Это перепады высот и естественные изгибы, которые попытались приручить, но они лишь ненадолго спрятали свой нрав, затаившись в Арденнских лесах. Каждый поворот этой трассы — это борьба, бесконечная борьба, с собой ли, со скоростью, с естеством, со вселенной. Борьба, лежащая в основе всего по Гераклиту. Это усмирение дикого зверя. Это сражение с колоссальной мощью, невидимой, безличной, но висящей в воздухе и сдавливающей пространство.

Входить в О Руж, самый прекрасный поворот всех автодромов мира, на скорости под триста километров в час, пусть даже весьма условных и компьютерных, и выходить из него, пролетев в сантиметрах от бетонной стены в Радийоне, сродни хождению по лезвию ножа. Лишний миллиметр в сторону, и всё оборвётся. Нет права на ошибку, нет права на колебания, нет права на то, чтобы потерять контроль над собой даже на долю секунды, с первого и до последнего поворота. Кажется, ради таких трасс и существуют гонки. В Спа сам смысл этого вечного сражения в первую очередь с самим собой и лишь потом с остальными доведён до предела. До того предела, на котором нужно застыть навечно, не имея возможности пошевелиться, чтобы почувствовать себя предельно живым.

Монца совсем не похожа на Спа.

Монца — это совершенство. Совершенство каждого изгиба, каждого поворота и каждой шиканы. Безупречность. евероятная скорость, которая становится ручной, теряет свою необузданность. Из цели она переходит в средство, и немыслимо высокая скорость это номинальное свойство этого автодрома, здесь она входит в привычку и перестаёт замечаться. Это действительно "храм скорости", рукотворный идеал, подобный греческим статуям и шедеврам архитектуры. Здесь нет борьбы, присущей Спа, здесь есть упоение совершенством. И старый Анелло стоит, словно памятник ушедшим временам.

К Монце нужно привыкнуть, просчитать правильные траектории, но как только ты делаешь это верно, как только понимаешь эту трассу, то это понимание переходит в другую категорию, заседая в подкорке мозга. Даже человек с таким, мягко говоря, отвратительным чутьём траектории, как я, чувствует эту трассу откуда-то из-под кожи, на уровне костей и крови. И как только это происходит, как только ты перестаёшь бормотать себе под нос "не-забыть-про-Роджию-не-пропустить-первый-Лесмо-не-увлекаться-дальше-второй-Лесмо-ну-вот-ты-опять-в-гравии", то начинается настоящее волшебство. Monza magica сама нашёптывает тебе, что делать. Ты, человек, который даже на велосипеде ухитряется путать траектории, входишь в Аскари и не промахиваешься, не отпустив при этом газ ни на долю секунды — и в этом всё безупречное совершенство каждого сантиметра этой трассы. Она создана для того, чтобы ей наслаждаться. Как Сикстинской капеллой. Как Тадж-Махалом. Как Альгамброй.

И я очень надеюсь, что в следующем году удастся насладиться этим совершенством не по телевизору, а своими глазами. Есть, правда, у этого великолепия одна проблема: перед всеми зонами general admission там либо кусты, либо забор, либо кусты и забор. Кто так делает, ну кто так делает, а. Хотя пора тебе, Аня, переставать удивляться на итальянцев и смириться с тем, что они с другой планеты.